?

Log in

No account? Create an account
Умение сосредотачиваться (погружаться в себя/концентрироваться на одном предмете) возникло с грамотностью. Это исключительно продукт чтения. До чтения более-менее продолжительный спэн внимания был только у охотников. (Все-таки надо сослаться: по-моему, про охотников писал Николас Карр в своей книжке о том, делает ли нас Гугл тупее).
До чтения все люди были мультитаскерами со рваным вниманием.
Иначе бы их скушали. Очень нелепо идти по саванне, погруженным в себя. Надо смотреть по сторонам, слушать, высматривать опасности и вкусности, под ногами и вдали, слушать других.
Имманентность клипового мышления биологическому виду "человек" никак не оправдывает происходящего сегодня.
В общем, для ориентации (в цифровом или физическом пространстве) нужен короткий спэн внимания и мультизадачность. Для накопления - нужна концентрация.
Будет интересно, что если после цифровой мультизадачности возникнет цифровая концентрация - как возникла она после натуральной мультизадачности.
Но для этого в цифровой реальности нужен какой-то аналог грамотности, какая-то практика, требующая интериоризирующего, пардон, усилия. Пока не видно, что это может быть.

Вот это круто. Барышников через Акунина опубликовал в Фэйсбуке письмо Серебренникову.


Akunin Chkhartishvili

Михаил Барышников, который не пользуется соцсетями, попросил меня разместить на этой страничке его письмо находящемуся под домашним арестом Кириллу Серебренникову.

"Дорогой Кирилл
Пишет вам Михаил Барышников, понимая вашу изоляцию. Надеюсь что это письмо доберётся до вас. Я часто думаю о том что происходит с вами, и поэтому огорчён, встревожен и взволнован происходящим.
Вспоминаю нашу встречу в Нью Йорке много лет назад, а также недавние разговоры по поводу возможного показа ваших спектаклей у нас в Центре. Я надеюсь что мы этот проект когда-нибудь осуществим. Это важно для всех - для вас, для ваших замечательных актеров, для нашей публики, для меня лично, и, наконец, для Русского Театра.
Я подумал что, живя долго в свободном мире, легко забыть о том ужасе безобразия и несправедливости, которые существовали, есть и, боюсь, ещё долго будут существовать в России.
Держитесь, дорогой Кирилл. Конечно же вы знаете что чиновники, следователи, прокуроры и их верховные начальники - глубоко, прочно и неисправимо бездарны. Их единственный талант это талант палача, который выражается на фоне неограниченной власти и индивидуального маниакального мракобесия.
Издевательства над людьми не мешают чиновникам хорошо спать. Им неведомы творческие мучения художника, сомнения в собственных творческих силах в процессе работы, скажем, над пьесой, на съемочной площадке, у пустого холста, или у балетного станка. Эти мучения, подчас, гораздо болезненней и трагичней, чем любые физические пытки. Эти люди могут посадить кого угодно под замок, унизить необоснованными обвинениями, попытаться сделать из человека публичное посмешище. Но ничего у них не получится.
Придёт день, когда все что происходит с вами, будут вспоминать с отвращением как неудачную попытку "стричь всех под одну гребёнку".
Ещё раз хочу сказать - держитесь. Знайте что у вас масса друзей и почитателей. Я - один из них.
Ваш, МБ"



На полях.
Обычно сетевые структуры представляют как узлы со связями - графы.
На самом деле сетка, состоящая из всех узлов, никогда не существует. Это всегда актуализируемый по какому-то поводу импульс. Как молния в созревшем для разряда облаке, как электрохимический импульс в мозгу, связывающий конкретный ансамбль нейронов. Каждая сетевая интеракция - это выхваченный электрохимической вспышкой ансамбль "подходящих" узлов и связей. Этого ансамбля нет вне случившейся актуальности. Реализованная сеть - это не состояние, а событие.
Вообще, аналогия с мозгом работает очень хорошо. Наиболее сильные или повторяемые разряды между нейронами (подкрепленные эмоцией, или повторением, или болевым эффектом, или еще каким-то сенсорным усилением)  пробивают разрядом микромолнии в межклеточном веществе тоннели, которые потом (во время сна), заполняются и затвердевают в виде связей, образуя эти самые новые связи, закрепляя случившуюся мысль/эмоцию. Так образуется память, диахронический, пардон, интеллект. В нейрофизиологии есть для этого умные слова, но смысл примерно такой.
Нейроны никогда не смогут реализовать все связи  друг с другом, потому что при 100 млрд нейронов количество их связей многократно превысило бы число атомов во Вселенной и они сошли бы с ума. Актуализируются только важные связи, они же  - мысли (они же - для Интернета - ансамблевые эпидемии вирусного редактора). Самые сильные связи  застывают и организуют более-менее устойчивую сетевую структуру, сетевой ансамбль.
То есть целой сети никогда нет. Но ее потенциал, если вдруг на каких-то участках простреливает и сшивает ансамбли, может создавать ту самую, визуализируемую в виде графов, сетевую структуру. Которая и есть память.
Вот сейчас удивительный случай, когда межузловое пространство простреливается сшивающим импульсом, при том что один из нейронов (Барышников) находится даже как бы за пределами сетевой среды. Но электрохимический потенциал гравитационного ансамбля нейронов настолько силен, что эта микромолния простреливает даже извне.

В 30-е годы конные библиотекарши доставляли книги на дом. А то вдруг приспичило, а библиотека далеко. (Фотку увидел у Ольги Романовой, погуглил - и вправду такое было).


На самом деле, это была знаменитая программа Рузвельта по устройству общественных работ. Она одарила Америку проселочными дорогами и даже тропами в заповедниках - безработным давали хоть какую-то работу, чтобы платить деньги и была польза. (Тропы используются и поддерживаются до сих пор).
В числе таких общественных работ оказалась конная доставка чтива. Тут даже двоих зайцев убивали - безработицу и неграмотность. На работу верховых библиотекарей нанимались, в основном, женщины, в основном из местных, так как фермеры не очень-то привечали чужаков. К 1938 году в Коннектикуте было 274 ездовых библиотекаря.
Для развоза чтения по апалачской глухомани брались книги из пожертвований. В ход шли также старые журналы и газеты - их разрезали и сшивали в папки по рубрикам. Получался своего рода дайджест для бедных - некоторые экземпляры хранятся до сих пор, как реликвии.
Верховые библиотекарши проезжали по 100-120 миль в день, иногда бредя пешком, поскольку седельные сумки были полны книг и коню было тяжко идти по бездорожью. Приезд конного чтения во многих местах был событием, ведь радио протянули еще не везде.
Но все убил проклятый интернет.
Фотографии удивительные.
(Подумалось о Почте России: может, еще как-то можно реанимировать подписку в глубинке?)

The Women Who Rode Miles on Horseback to Deliver Library Books


А вот современная версия - Bookmobile


1. Конечные художественные формы требуют от содержимого чего-то большего, чем они сами: смысла, морали, идеи. Поэтому в классической литературе уместен школьный вопрос «Что хотел сказать автор?».
1.1. Это вопрос нельзя задать автору Фэйсбука или «Игры престолов». Автор бесконечного повествования ничего не хотел сказать, он хотел говорить.
1.1.1. Точнее, его хотят, чтобы он говорил, если использовать английскую грамматику (автор десубъективирован, он производная возгонки стоимости самого процесса.)
2. Если конечный формат воздействовал, чтобы передать смысл, то бесконечный формат воздействует, чтобы заложить следующий цикл воздействия.
2.1. И так до бесконечности. В чем, конечно, есть своя мертвая красота.
2.1.1. Основной посыл 6 серии: передача дракона ходоку, чтобы тот потом его использовал. Основной посыл 7 серии: крушение стены и будущая война. И так далее.
2.1.2. Аналогично: смысл каждой оперативной разработки - не получение результата, а закладка последующих оперативных разработок; таков современный формат бесконечной власти.
2.2. Древние саги воспитывали лояльность роду, современная сага воспитывает лояльность саге.
2.3. Нарратив совсем лег под маркетинг.
3. Смысл ленты Фэйсбука – лента Фэйсбука, хотя участники думают, что наполняют ее алмазами смысла. Ленте алмазы безразличны, важен поток.
4. При этом удлинение лояльности парадоксально сочетается с сокращением внимания.
4.1. Парадокс объясним запоем. Запой, безусловно, - волновое состояние. Но он легко квантируется стаканами.
4.2. Запойное смотрение не может не квантироваться сериально. Сериал перенимает пафос и размах эпоса, но противостоит эпосу, потому что не передает никакой морали, кроме «морали» собственного продолжения.
5. Эльфы и боги завидовали смертным, потому что конечность бытия вынуждает помещать в него дополнительный смысл; отсюда сама идея морали.
6. Удлинение жизни (трансгуманизм и проч.) неизбежно сделает смыслом жизни удлинение жизни.
7. Условием смысла является его ограниченность.
8. Самая большая загадка - не переход конечности в бесконечность, а окончание бесконечности.


1) У Евы Грин удивительная способность обнажаться неэротично. Видимо, это во взгляде – он умный, но не меняется при обнажении. С ее взглядом она интереснее одетой.



2) П. 1 был для привлечения внимания. На самом деле режиссер поставил на обнаженную Еву процентов 30. А в остальном фильм показывает, как неизвестная болезнь по очереди забирает у человечества чувства – обоняние, вкус, слух, зрение… После припадка эмоции уходит очередное чувство. Похоже на библейские кары, но неважно. Исключать чувства по одному - интересный метод, чтобы проанализировать их вклад в «интерфейс» взаимодействия с миром и другими.

Утрате обоняния в фильме предшествует припадок грусти (рыдания; понятно, носовые пазухи). Утрате вкуса предшествует припадок обжорства. Утрате слуха предшествует припадок агрессии (крик). А вот утрате зрения предшествует припадок любви. Это очень красиво. Он ведет близких людей друг к другу, пока они еще некоторое время могут видеть, чтобы они буквально ухватились друг за друга и уже держали, потому что если ни слуха, ни зрения нет – любимого потом уже не найти.

Обоняние и вкус, безусловно, наименее значимы. Обоняние и вкус, строго говоря, нужны, как интерфейс биологический, для общения с едой и предметами. А вот слух и зрение служат как интерфейс социальный - для общения с другими.
Этот метод «убирания» чувств по одному помогает понять идею Маклюэна о том, что тактильность – это “interplay” всех остальных чувств.  Все остальные чувства так или иначе представлены в тактильности, потому результатом ориентации должно стать действие, манипуляция. Тактильность «собирает» воедино биологические чувства (вкус, запах) и социальные чувства (слух, зрение).

Не зря Маклюэн сначала говорил, что электронные СМИ возвращает человека в аудиальное пространство первобытной панорамности, а потом поправил себя: audile-tactile space, в аудильно-тактильное пространство. Он добавил тактильность как сущестенную характеристику этого нового пространства электронных медиа (в эпоху телевизора!).
Цифровой мир, который мы вроде бы воспринимаем формально глазами, на самом деле окружает нас, как природная среда. Он панорамен и симультанен, в отличие от линейного и последовательного мира книги.

В общем, дальнейшее развитием цифровых интерфейсов уводит от книжной линейности и one thing at a time и приводит к «хватательности» пространства, к погруженности в среду. Вот что как бы говорит нам Ева Грин о следующих поколениях интерфейсов. Они будут эмулировать тактильность, но в цифровом окружении. Текст, даже видео – это все переходные стадии.

(Кстати, тактильность в фильме так и не исчезла. Ее использовали для "хэппи-енда". Недорассказали, в общем.)

Запомните этот твит.
Голубоглазый король ходоков - дедушка Джона и драконов, папа Дайнерис. Мэд кинг Таргариен.
И ломится он в Средиземье как раз за тем, чтобы вернуть себе Железный трон. С той стороны смерти.
То есть Мэдкинг намерен перевести всё королевство на "по ту сторону", где все подданные - зомбаки.
Тем самым Джексон выводит конкуренцию за престол Средиземья на новый, трансцендентальный уровень.
Политические притязания Серсеи, магические притязания Дайнерис и еще не объявленные моральные притязания Джона дополнятся замогильными притязаниями Мэдкинга.
It's only logical.
(PS. Тут же еще постоянная фигура умолчания. Мертвяк явно обладает интеллектом и даже устраивает драматические сцены напоказ, но постоянно молчит. Так никто и не знает: ну ок, а чего ему надо-то? А вот чего. И в последней серии сезона он, наконец, выдаст свою коронку, типа "Luke, I am your grandfather." И сразу станет ясно, кто он, зачем и почему.)

Входит в младший взрослый возраст поколение, которое никогда не знало жизни до смартфона (до носимого постоянного онлайна). Интернет дал подросткам небывалую физическую безопасность и такую же небывалую психологическую уязвимость.
Многовековая воспитательная триада: "семья, школа, улица" в какие-то несколько лет меняется на "семья, школа, интернет".
Семья в целом исповедует три подхода к интернету: полный запрет, регулируемая модерация и полная свобода (осознанная или сбагрить ребенка). Исследования показывают ущербность всех трех подходов.
Школа - самый странный участник перемен. Если семья все же борется с интернетом в жизни ребенка, то школа - потакает. Школа подходит к интернету инструментально, как к прочим знаниям и навыкам: надо научить ребенка применять и пользоваться. Еще один вред инструментального, а не экологического подхода. Медиа - давно не инструмент, они среда. Не надо учить среде, надо учить в среде. Школа этого не делает. Даже те программы медиаграмотности, которые есть, учат пользоваться компьютером или программами, а не жить под их гнетом.
Медиа-грамотность – это не умение включить, а умение выключить. Это не умение пользоваться гаджетом, а умение не пользоваться гаджетом. Медиа-грамотность - это тайм-менеджмент.
Вот поэтому нужна медиа-рекапитуляция: повторение стадий развития вида в личном развитии особи. Если ключевая характеристика (и причина) i-Generation - отсутствие до-интернетного опыта, надо работать с этой причиной. Надо дать ребенку до-интернетный опыт в правильной периодизации.
(В целом же, традиционное моралите всех моих футурологических изысканий: "Неизбежно, Но Сопротивляйтесь!")

По теме, недавно нашумевшее:
Have Smartphones Destroyed a Generation?
More comfortable online than out partying, post-Millennials are safer, physically, than adolescents have ever been. But they’re on the brink of a mental-health crisis.


Ответ:
Yes, Smartphones Are Destroying a Generation, But Not of Kids

В конце 2009 года я впервые описал вирусный редактор. Понятное дело, был увлечен им. Но царство вирусного редактора в интернете оказалось исторически недолгим. Года через три, прочитав The Filtre Buble, я написал, что алгоритмы вступили в схватку с вирусным редактором и рано или поздно победят его. Это две конкурирующие сущности, занимающиеся организацией повестки: роботическая и человеческая. Учитывая конечность и уже практическую исчерпанность человеческого ресурса (времени, прежде всего; а также ресурса развития) и фактическое начало развития алгоритмов, где они уже сопоставимо могущественны, очевидно, что алгоритмы победят. Особенно в ту пору, когда алгоритмы будут не только налаживать, но и потреблять контент вместо людей.
Но есть нюансы. Есть алгоритмы, которые фильтруют контент, как поисковики, как этот Дзен. И есть алгоритмы, которые фильтруют людей, как Edge Rank Фэйсбука. Edge Rank - эволюционное существо следующего уровня, он стал паразитом вирусного редактора. Алгоритмы, пасущие людей, всегда выше алгоритмов, пасущих контент. Пасечник не синтезирует мед, и не симулирует пчел. Он присваивает природу улья. А уж они потом все сами. И даже этого не замечают (исключая редких особо умных пчел-медиааналитиков).
До тех пор, пока преимущественным потребителем контента остаются люди, наиболее привлекательным форматом медиа остается алгоритмическое окучивание вирусного редактора. Алгоритм, паразитирующий на социальных связях. Платформа для людей эволюционно выше платформы для контента по одному главному критерию: воспроизводимость жизни.
Чистая замена вирусного редактора алгоритмом, как этот Дзен - венчурная игрушка.

По поводу описания алгоритмов Яндекс-Дзена


Тимофеева все время ругают за его «Я одеваю пальто». А он мертвый и не ответит. Но там же надо всю фразу целиком слышать: «Я одеваю пальто. Ты надеваешь манто». Это же он специально, это же художественный прием, манифест социальной дистанции. Это же «Барышня и хулиган». «Красавица и чудовище».
(Смешно: если пробить яндексом, то в большинстве случаев эта якобы «ошибка» исправлена на грамотный вариант - «надеваю». Насколько люди не чувствуют замысла поэта. А у него все дальнейшая песня на "одеваю-надеваю" строится.)
(Интересно: «Барышня и хулиган» - распространенный гендерный вариант социальной дистанции. А вот «Барин и хулиганка»… не очень. Есть, конечно, бродячие сюжеты «Кармен», и «Отверженных», но там всегда и везде прощай цыганка Сээра, были твои губы. Она четко занимает эту узкую нишу.
А уже «Красавец и Чудовище» и навовсе немыслимо. Из этой архетипики следуют далеко идущие выводы.)

Искусственная память Фэйсбука занесла в естественную воспоминание о заметке в Слоне пятилетней давности. В ней доказывал, что звенья гребаной цепи и тогдашнее (2012) активное гашение СМИ было предопределено предыдущим периодом предвыборных инвестиций в публичность.
""""Два года назад (2009-2010) ожидания предвыборной движухи породили довольно заметный всплеск медиаинвестиций в новые и старые проекты. Но объектом тех инвестиций были вовсе не медиа, а выборы. ...
В общем, инвестпериод прошел, инвестиции сворачиваются. Другое дело, что закрытие высокого сезона происходит с некоторым даже избыточным рвением – общественная дискуссия оказалась слишком сильно не нужна. Частично вина за это лежит как раз на тех медиаинвестициях. Они-таки поспособствовали разогреву общественной мысли до непривычно высоких градусов. Благодаря этому завершение цикла усугубляется теперь ожесточением реакции.
С одной стороны – звенья одной цепи. А с другой – фонарики одной гирлянды. Праздник кончился, гирлянду тушат. """"

Звенья одной гирлянды

А сейчас предвыборные медийные инвестиции в публичность вообще никак не оживляют кладбище СМИ. Никто не делает на продажу или патрону на блюдечке ни региональных, ни экспертных, ни желтых СМИ, ни даже сайтов.
Интересно, есть ли хотя бы у ольгинских оживление.
Или все медийные предвыборные инвестиции сейчас идут в ботов. Или вообще медийность не нужна. (Кроме редких сливов одной башни на другую - но для этого и наличных каналов достаточно.)
То есть прогнозирую, что в 2019 звеньев гребаной цепи в СМИ не будет. Нет СМИ - нет и репрессий.


Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner