?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Квантом высказывания является теперь не газета, а заметка - сказал Демьян Кудрявцев на конференции «Ведомостей». Газета, наверное, и раньше квантом высказывания не являлась, но мысль понятна: нарезка смыслов стала более дробной, сузилась до сообщения, тогда как раньше целое издание могло быть месседжем. Причем как отдельный номер, так и бренд в целом.

Про измельчение смыслов подмечено точно. Измельчение не качества (сейчас не об этом), а размерности смыслов.

Новая среда создает письменную интерактивность, а обмен большими высказываниями в условиях интерактивного общения – это показатель ну очень высокой культуры или занудства. Чисто технически диалог – это обмен. А ключевая характеристика обмена – смена фаз. Следовательно, чем смена чаще, тем обмен обменистее. Короче говоря, диалог как самоцель неизбежно должен стремиться к ускорению смены фаз, а значит, к краткости сообщения. Чистый диалог – это как раз обмен квантами, то есть таким размерностями сообщений, которые занимают предельно мало времени и позволяют произойти большему числу смены фаз. Так что неокультуренная среда обмена сообщениями должна стремиться к сокращению длины сообщения.

Вот и выходит, что чистая, подлинная интерактивность неизбежно тяготеет к обмену репликами или даже междометиями. (Впрочем, лингвисты давно подметили, что диалог – это животная форма речи, а вот монолог – порождение культуры…)

Поэтому, если среда располагает не к односторонней трансляции, как привыкла журналистика, а к многостороннему галдежу, то размерность среднего сообщения снижается катастрофически. Иначе и быть не может. Вот и квант. Пусть будет квант.

Квантовая метафора хороша. Но взят же только ее корпускулярный аспект. Ни в коем случае не стоит забывать о квантово-волновом дуализме!

Люди хватают кванты не вдруг, и не в пустое место. И не из пустого места. А там и так, где и как эти кванты собираются, тяготеют друг к другу тематически и стилистически. В общем, скажите государю, что у англичан кванты имеют и другие характеристики, кроме предельно минимальной размерности.

Распад смыслов на предельные корпускулы и существование в виде корпускул - это несколько механистический подход. Квантование смыслов не отменяет их волновых характеристик, то есть пространственно-протяженной прописки. Испускаемые «Новой газетой», «Лайфньюсом» или «Комсомолкой» кванты сообщений вполне сохраняют характеристики источника, обладают специфическими сильными и слабыми притяжениями, позволяющими им взаимодействовать с людьми нужной волны.

В этом смысле квантование смыслов не отменяет макрообъектных характеристик медийных брендов. В кванте коммерсантовского сообщения все равно отражен «Коммерсант». Это новое дробление не уничтожает силу поля бренда. Да, транспортировка теперь возможна более мелкими порциями, чем целая газета или вырванная страница – это так. Но благодаря волновым свойствам квант сообщения не утрачивает смысловых характеристик бренда. Он испускается волной той же длины, то есть возмущает среду примерно таким же образом.

Другое дело, что Демьян Кудрявцев, возможно, хотел сказать, что линейное чтение стало короче. Это правда. Но с квантом образ получился богаче.

Однако измельчение доставочных порций само по себе вряд ли как-то отрицает базовую размерность журналистики – редакцию конкретного СМИ. Хотя, конечно, влияет на редакторские задания – материалы должны быть мельче, чтобы увеличилась вероятность вирусного, то есть самоходного распространения. Вирус должен быть маленьким.

Но чу! сегодня сезон не медицинских, а физических метафор. Для того чтобы найти действительно критический для журналистики образ, надо использовать не устаревшую корпускулярно-волновую теорию, а новомодную теорию струн. Жгуты многомерных смысловых пространств скручены и проткнуты кротовыми ходами (физикам не читать!) так, что пространство поставляется наблюдателю ровно с такой же вероятностью, как и наблюдатель – пространству. Кротовые норы просверлены рекомендательными лайками френдов, и в результате не только текст доставляется нам, но и мы доставляемся тексту. Причем оба состояния происходят одновременно, отчего читатель становится кошкой Шредингера. Больше того, сверление кротовой норы делает любого читателя автором.

Всё вместе это создает новую среду, в которой вовсе не размер порций, а сама идея порционности является анахронизмом… а заодно и анатопизмом. Пространство всасывает наблюдателя и начинает наблюдать само себя, так как свойство наблюдателя становится характеристикой пространства.

Роковой тезис в том, что эта теория самообслуживаемого континуума не оставляет места посреднику. СМИ как фасилитаторы наблюдения тоже становятся характеристикой пространства и утрачивают функциональную различимость.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
dima_bat
Mar. 4th, 2011 09:07 pm (UTC)
Гонзо
k_frumkin
Mar. 5th, 2011 08:02 am (UTC)
Я первый, я первый написал про квантовость!)))http://k-frumkin.livejournal.com/59018.html

Если сегодня что-то держит на плаву журналистику, так это тот факт, что есть множество интересных случаев, когда информацию надо "добывать". Прилагать усилия. Надо поехать к чиновнику, расспросить его... Поймать в коридоре "источник близкий к...". Справиться ли с этим "среда"? хотя, если у всех источников будут твиттеры, через которые они будут все сливать, то...

Вчера говорил с одним бизнес-аналитиком. Он сказал: я читаю только ленты Коммерсанта, Ведомостей и Интерфакса.
То есть, для него современная газета- источник "ленты", не отличимая от инормагентства. Вернее, крупные газеты - это и есть сегодня ведущие информагентства, у которых перепечатывают все остальные ( в чем и заключается функция информагаентства).
Если же вспомнить, что редакции стали выкладывать интервью в виде роликов, то кажется так:
базовым форматом редакции СМИ ближайшего будущего будет информагентство ("новостная служба"), в равной степени использующее все три типа подачи информации (текстовой, визуальный, звуковой).
artem_kazhdy
Mar. 5th, 2011 05:08 pm (UTC)
Да, "гибель номера" - это оно. Если бы ты еще сказал слово "квант":)
Но я все же настаиваю, что дело не в размерности порций, а в самой идее порционности. Впрочем, у тебя тоже об этом есть.
При этом размерность СМИ пока не умирает. Но это теперь размерность не номера (площадки), а бренда (поля).
Вообще, интересно поиграть с пространственными визуализациями. Например, традиционно поток новостей воспринимается как лента. По сути, это свиток, возвращение к свитку.
Но новости все меньше воспринимаются как поток. Скорее как среда, в которую ныряешь. И там - сгустки с большей или меньшей плотностью. Поэтому вместо потока (ленты) надо говорить о кисельной среде с перепадами плотности. Или – более благообразно – об облаке, где тоже есть сгустки и разреженности смыслов.
k_frumkin
Mar. 6th, 2011 08:46 am (UTC)
А также, как об аквариуме или океане, из которого ты вылавливаешь нужную рыбу с помощью удочек.
Кстати, удочек, как мне кажется, есть три типа.
1) "вирусные редакторы"- типа индивидуально настроенной френд-ленты в ЖЖ,
2) Поисковые машины
3) экспертные системы отбора (жюри литературных конкурсов, рейтинги материалов)
Есть еще какие-то?
З.Ы. Кстати, большой свиток называют хартиями. Хартийные СМИ- звучит))
( 4 comments — Leave a comment )